Закрыть ... [X]

Не хватает воздуха цитаты

Рай (2016)Название: Рай 2017
Страна: Россия Германия
Производство: DRIFE Productions, Продюсерский центр Андрея Кончаловского
Год выпуска: 17.04.2017
Жанр: драма, история
Продолжительность: 02:02:05
Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен, Жан Денис Рёмер, Георг Ленц, Рамона Либноу, Ирина Журавкина

Описание: Рецензия июня этого года.

хватает

ПОЛОТНО О "НЕМЕЦКОМ РАЕ" И ЗЕМНОМ АДЕ
(рецензия на военную драму “Рай” А. Кончаловского)

Чёрно-белые кадры. Плёнка дрожит, плёнка выгорела, на ней даже видны царапины; герои на камеру говорят, говорят… выговариваются, выговаривают себя кому-то неведомому. Кому, впрочем, становится очевидно довольно быстро.
Такие “исповеди” занимают едва ли не большую часть киноленты “Рай”; остальное – “иллюстративный материал”, сцены из прошлого уже погибших центральных персонажей.

Военная драма “Рай” – последний на настоящее время фильм Кончаловского – стремится (и, надо заметить, небезуспешно) к эффекту хроники. Монохромность киноленты усиливает ощущение беспристрастности; цвет стал бы отвлекающим фактором и разрушил бы атмосферу. Камера прячется по углам, смотрит бесстрастно; цель не увлечь зрителя оригинальностью ракурса и “картинки”, а добиться эффекта документальной съёмки – что удаётся.
Многоязычность фильма – также удачный (и, пожалуй, единственно здесь возможный) приём.
Любовная линия – история оказавшейся в концлагере эмигрантки Ольги и офицера СС Хельмута – не главное; она почти штрихпунктирна. Такая лаконичность выгодно отличает “Рай” от множества сериальных поделок, эксплуатирующих тему “любви на фоне войны” и “любви к врагу”. Кончаловский снимал фильм о другом – о самопожертвовании, о человеческом в людях, о зле и добре. О жизни.

И о войне.

Войны как таковой мы не видим – не показаны ни казни заключённых концлагеря, ни пытки “сопротивленцев”. На первый взгляд из “военного” здесь – альбом с фотографиями казнённых узников лагеря, общее нагнетание атмосферы и пара взрывов в финале. Однако сама война всё-таки присутствует – в атмосфере, в ницшеанской философии Хельмута, в срывах Ольги, в приспособленчестве сотрудничающего с оккупантами добродушного француза Жюля.

Фильм этот – для вдумчивого зрителя (по словам самого Кончаловского – “для тех, кто в кино не ест попкорн”); не вдумчивому, ищущему минутных развлечений человеку он может показаться затянутым и скучным.

Образ “хорошего немца”, кинематографом последних лет превращённый в штамп, здесь выдержан на достойном уровне: офицер СС Хельмут оказывается едва ли не самым ярким и интересным персонажем фильма. Интеллектуал и аристократ, рассуждающий о Чехове, он запутался в мире и в себе и смутно осознаёт несостоятельность принятой идеологии. Хельмут не жесток, только по-немецки внимателен к деталям (он инспектирует лагеря на предмет коррупции) и чётко выполняет приказы; Ольгу, с которой был знаком ещё до войны, немец любит искренне – и эта любовь, возможно, лучшее, что в нём есть.
Чем-то он смутно напоминает Георга фон Шлоссера из “Варианта “Омега””; но сходство это – едва ли намеренный приём. Показательно и различие судеб самих героев: Шлоссер в финале многосерийного фильма (и книги-первоисточника) готов ради будущего своей страны сотрудничать с советской разведкой; Хельмут же погибает, не подвергнув свои принципы переоценке – даже не усомнившись в их верности.

Юлия Высоцкая в роли княгини Ольги (отсылки к древнерусской истории?) смотрится органично, нервная манера игры “работает”, вызывая напряжение. Весёлая и спокойная в Тоскане в тридцатые и нервно-весёлая на допросе, её героиня разом “замирает” и замыкается в концлагере, становится тенью себя прежней.
В сценах посмертных монологов особенно заметен “эффект старого фильма”, этакой любительской кинохроники из “посмертия-до”: до рая, до Ада, до… пустоты? И вправду: куда попадёт Жюль с его любовью к семье с одной стороны и коллаборационизмом – с другой?

Интересно соотношение экранного времени, отведённого главным персонажам. Их в фильме, впрочем, не три, как заявлено в аннотации, а “два с половиной”: Жюля на экране исчезающе мало, Жюль нужен режиссёру скорее как иллюстрация к тезису “сотрудничество с врагами – зло”. Выполнив свою роль, он перестаёт быть автору интересен и появляется снова лишь под занавес.

В сценах-воспоминаниях видим следы войны; _чувствуем_ войну. На “исповедях” видим людей – предельно открытых и без режиссёрских штампов “нацист”, “предатель” или “героическая подпольщица”. Пафосно-героического, к слову, здесь нет ни в ком: Ольга надломлена и боится пыток, остальные женщины-заключённые в меру противны и циничны, друг Хельмута принимает наркотики и психует, видя неизбежность поражения “Великой Германии”, а с самим Хельмутом героизм в традиционном понимании как-то не монтируется.

Сцены довоенных времён – Тоскана тридцатых – подчёркнуто лаконичны и красивы; основной цвет здесь – белый, много солнца и воздуха, большие открытые пространства и весёлые люди – на контрасте с вонючими полутёмными бараками, куда комендант концлагеря умудрился поместить почти вдвое больше узников, чем предполагалось.
Лаконичность “Раю” свойственна в принципе: длинные “интервью” героев вбирают в себя огромный объём информации, давая срез настроений и французов, и немцев, и русских эмигрантов до и во время Второй Мировой. Необычный формат повествования – чередование этих исповедей-рассказов и сцен _из жизни_ – позволяет уместить в два с небольшим часа экранного времени материал, которого хватило бы часа на четыре. Фильм от такой “сжатости”, впрочем, только выигрывает: внимание зрителя не успевает рассеяться, а нетривиальность подачи всей истории заставляет пристально следить за происходящим.
Интересны отсылки к Чехову (знакомство и роман на курорте) и – едва уловимые – к “Ночному портье” Кавани.

“Рай” во многом строится на контрастах – бездушие и любовь, довоенные солнечные просторы и тёмная теснота бараков, Данте и Чехов… список можно продолжать ещё долго. Заключённая бормочет из Данте – “оставь надежду всяк сюда входящий” – приём, при первом просмотре очаровывающий, при третьем растрачивает гипнотичность и кажется уже неестественным. Только таблички “ад” недостаёт для наглядности.
Есть в фильме и другие странные моменты – от оставшихся в живых во “взрослом” лагере еврейских мальчишек до слишком современной (местами) речи коменданта того же лагеря. Встречаются и исторические неточности, от курящего Гиммлера до искажённых подробностей судьбы еврейской невесты Чехова. Допущения на благо сюжета или недоработка сценаристов? Неизвестно.

Нравственные колебания одного из героев показаны довольно-таки прямолинейно: он бродит с оружием в тумане и видит тени убитых. Впрочем, подобной мистики в фильме мало.
Радует практически полное отсутствие эротики и “чернушных” сцен: атмосфера в фильме в меру тяжёлая, но нагнетание происходит через сами рассказы, без попыток запугать зрителя или надавить на жалость. Чувства же Хельмута понятны и так.

Оценок своим героям режиссёр не даёт – только косвенно, в финале. Финал этот несколько наивен: deus ex machina – но выстроен умно и не выбивается из общей канвы повествования. А ещё есть Ольга, отчаянно надеющаяся – уже после смерти – что всё было не зря и “что есть любовь…”

Фильм – последними сценами – утверждает: любовь – и лучшее в человеке – есть.


Источник: http://livefilm.info/otc

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Вино из винограда в домашних условиях. Рецепт виноградного Украшения для волос живыми на свадьбу



Не хватает воздуха цитаты Афоризмы и цитаты о музыке
Не хватает воздуха цитаты Lsd9 - automobi. org
Не хватает воздуха цитаты Pristalnaya
Не хватает воздуха цитаты Sredstva
Не хватает воздуха цитаты Cached
Не хватает воздуха цитаты Peugeot Википедия
Не хватает воздуха цитаты «Сталин» читать
Не хватает воздуха цитаты Анапа - мини-гостиницы на берегу моря, цены 2017, отзывы
Не хватает воздуха цитаты Бронхит у взрослых - лечение и симптомы. Чем лечить
Вечерние платья фото и фотографии Вечерние платья Как можно полностью вылечить сахарный диабет 1 и 2 типа Как расстаться с женатым: совет психолога - allWomens Карандаш для губ Vivienne sabo Jolies Levres Отзывы покупателей Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ